СПб ГКУ "ЦОСО"

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Центр организации социального обслуживания"

Вопрос - ответ

01 июня 2020

1. Как определяется необходимость гражданина в социальном обслуживании?

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, предусмотренные в части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации":

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

К иным обстоятельствам, ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, предусмотренные в части 3 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 717-135 (ред. от 04.07.2019) "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 24.12.2014) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2019) относятся:

- нахождение несовершеннолетних, указанных в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, наличие в составе семьи указанных несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

- нахождение граждан, указанных в статье 24 Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", в трудной жизненной ситуации, требующей применения мер по социальной адаптации;

- нахождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в трудной жизненной ситуации;

- причинение вреда здоровью гражданина и(или) его имуществу в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно

2. Что понимается под социальным обслуживанием?

     Социальное обслуживание - это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, под которыми понимается действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

    Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3. Какие виды услуг предоставляются гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании?

Право на социальное обслуживание в Санкт-Петербурге предоставляется:

1) гражданам, имеющим место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, из числа:

-граждан Российской Федерации;

-иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации;

-беженцев, нуждающимся в социальном обслуживании, с учетом их индивидуальных потребностей могут предоставляться следующие виды услуг:

  • социально‑бытовые;
  • социально‑медицинские;
  • социально‑психологические;
  • социально‑педагогические;
  • социально‑трудовые;
  • социально‑правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей‑инвалидов;
  • срочные социальные услуги.

4. В каких формах предоставляются данные услуги?

    Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме до 4-х часов и свыше 4-х часов и в стационарной формах социального обслуживания на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

5. Что может включать в себя индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ)?

    Индивидуальная программа (ИППСУ) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

       Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

        Индивидуальная программа составляется в двух экземплярах. Экземпляр индивидуальной программы, подписанный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченной организацией, передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Второй экземпляр индивидуальной программы остается в уполномоченном органом субъекта Российской Федерации или уполномоченной организацией. (Уполномоченной организации в Санкт-Петербурге является Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Центр организации социального обслуживания» (далее — СПБ ГКУ «ЦОСО»).